skaramanga_1972 (skaramanga_1972) wrote,
skaramanga_1972
skaramanga_1972

Category:

РОССИЯ, КОТОРУЮ ОНИ ПОТЕРЯЛИ. АЛКОГОЛИЗМ В СРЕДЕ РУССКОГО ОБЩЕСТВА

Интересненькая тема сегодня...

Но прежде, я хочу представить нашего сегодняшнего автора. Итак, это Шипов Николай Николаевич доктор медицины, педагог, публицист. Из дворян. Сын генерал-адъютанта. А цитировать я сегодня буду его труд
Алкоголизм и революция” (1908г.).

Особо обратите Ваше внимание на раздел "Алкоголизм в средней школе". Читал его и на ум пришла строчка из песенки: "Гимназистки румяные, от мороза чуть пъяные"... Ой, не от мороза они были пъяные, не от мороза...
 

И еще. В тексте сохранена орфография первоисточника.


"Россия тратит ежегодно на одну водку свыше 700 миллионов рублей; но сверх этого она опаивается еще пивом и вином. Но алкоголизация чисто Русскаго населенiя увеличивается еще более, если принять во внимание, что магометанское население и евреи мало принимают участия в потреблении спиртных напитков. Действительно, алкоголизм сильно развит среди простого народа. Но им заражены и все богатые и интеллигентные классы населения. Там пьют, может быть, не так открыто, как народ, и не так грубо проявляются все инстинкты алкоголика, но последствия от алкоголизма являются теми же самыми, а для государственнаго организма гораздо гибельнее, чем пьянство невежественных масс.

Алкоголизм простонародья.


Среди простого народа пьянство не только не считается пороком, но сплошь да рядом почитается удалью, и без выпивки не проходит ни одно торжество. И пословицы русскаго народа только подтверждают его страсть к пьянству; как, например:

"Пьяный проспится, дурак никогда".

"Пьян да умен — два угодья в нем".

"Пить — помрешь, и не пить — помрешь".

"Пей да не упивайся; пей да не опохмеляйся".

"Пей, да дело разумей".

"Не спрашивай (о женихе) пьет-ли, а спрашивай, каков во хмелю".

"Вино говорит правду".

"Кто празднику рад, тот до свету — пьян".

По наблюдению д-ра Коровина самый заурядный рабочий тратит в год на  спиртные напитки до 100 рублей; люди средняго достатка, как-то врачи, учителя, купцы, священники тратят гораздо больше; но это меньше бросается в глаза.

В 90-х годах Херсонская Земская Управа, делая опись крестьянским хозяйствам, нашла, что расход на водку составляет 43, 37 и 13 процентов от расхода на остальные пищевые продукты, смотря по состоянию семьи; чем зажиточнее крестьянин, тем более он употребляет водки. Также относительный процент заработка, который тратится русским народом на спиртные напитки крайне велик, если сравнить его расходы на спиртные напитки с расходами на пищевое довольствие. Так напр., в Воронежской губернии на человека расходуется в год всего от 53 р. до 63 р. 07 к., из которых на пищу тратится от 17 р. до 20 р 44 к., тогда как русские киргизы тратят на пищу 43 р., а ирландцы, угнетаемые англичанами, 97 р.

Алкоголизм в среде интеллигенции.

Но и среди интеллигентных классов населения совершенно почти отсутствует и сознание вреда от пьянства, и сознание того, что они и сами алкоголики, так как напиваться временами и выпивать ежедневно несколько рюмок водки или 1—2 бутылки пива никто не считает за [15] пьянство. Развитие неврастении в обществе стоит в тесной связи с его алкоголизацией. Алкоголизм, в значительной степени связанный со страстью к курению и карточной игре, сильно развит среди интеллигенции во всех слоях общества.

Алкоголизм в высшей школе.

Обращаясь к профессорам и студенчеству, мы видим, что алкоголизм там развит чрезвычайно сильно. Студенческия песни восхваляют исключительно пьянство и разгул. Особенно сильное и открытое пьянство проявляется во время академических праздников, на которых профессора подают пример студентам, как надо пьянствовать. Всероссийской известностью по своему разгулу пользуется Татьянин день — 12 Января — Юбилей Московскаго университета, перваго в России разсадника высшаго образования. И масса студентов, засасываясь пьянствующей средой, загубляют свою молодую жизнь. И надо сказать, что общество не только не порицает разгула молодежи, но считает это чуть-ли не похвальным, думая, что благодаря избытку сил у молодежи играет кровь, и что молодежь, чтобы правильно созреть, должна перебеситься, так как "Быль молодцу не в укор".


Алкоголизм в среде духовенства.

Алкоголизм, как наследие прошлых веков, и до сих пор существует среди Православнаго духовенства.

Несмотря на высоко-нравственные облики первых Святителей Московских, алкоголизм был развит среди невежественнаго, беднаго и забитаго белаго духовенства. Также алкоголизм существовал и в монастырях благодаря тому, что монастыри из глубокой древности имели привилегию гнать водку и торговать ею. Разгул братии в некоторых монастырях выражался в таких формах, что [26] для монастырей являлась необходимость обзавестись тюремными избами, цепями и плетьми. И владыки в XVI веке, по словам св. Максима Грека (Сочинен. Т. II, стр. 174), „светло и обильно напивались по вся дни и пребывали во смесех и пьянстве, делаясь наставниками всякаго безчиния и соблазн верным".

Алкоголизм среди духовенства существовал и в до-петровской и после-петровской Руси. При Иоанне Грозном, согласно постановлению Стоглаваго Собора 1551 г., были учреждаемы поповские старосты, которые наблюдали за тем, чтобы духовенство вело трезвый образ жизни. Царь Петр Алексеевич указом 1697 г., за № 1612, повелел Московскому Патриарху Андриану "смотреть накрепко, чтобы городские и уездные попы и дьяконы и церковные причетники на кабак не ходили, и вина не пили, и безчинства никакого не чинили, чтобы мирским людям соблазна от них не было".

Император Александр I, несмотря на всю свою снисходительность, дал указ Св. Синоду от 5 августа 1820 г. об искоренении между духовенством предосудительных поступков и пьянства.

И современное духовенство во всей своей массе, надо сказать, не смотря на участие многих пастырей в обществах трезвости, почти не борется с пьянством, что видно из того, что требы, храмовые [27] праздники, масленица, Рождество, Пасха и другие праздники сопровождаются в большинстве приходов более или менее обильной выпивкой, а то и форменным разгулом, причем сами духовныя лица пьют часто вместе с мирянами.

Как пример равнодушия духовенства к борьбе с алкоголизмом можно привести следующие факты. 2 марта 1890 г. при Спб. Духовной Академии возникло общество трезвости, задачей котораго было готовить будущих борцов трезвости. Но это общество недолго существовало, не встретив сочувствия среди студентов.

Или еще другой пример. Священник Булгаковскiй в Алкогольной комиссии сделал доклад об алкоголизме среди духовенства. И духовныя лица, выступавшия как оппоненты этому докладу 6 и 27. X. 1899 г., только подтвердили против своего желания, что алкоголизм существует среди духовенства и показали своими возражениями совершенное свое непонимание что такое алкоголизм, так как во время прений о. проф. Горчаков высказал тот взгляд, что он пьет для того, "чтобы только весело было, — и это полезно, даже в высшей степени, это укрепляет". А протоиерей Маляревскiй заявил, что "я не назову пьяницей того, кто известную часть дня по роду службы своей и в рот алкоголя не берет. Не пьяница в моих глазах и, [28] тот, кто, дозволяя употребление вина в таком или ином количестве, в течение года на семь недель поста превращается в абсолютнаго трезвенника".

И алкоголизм действительно существует среди современнаго духовенства. Напр. в Новгородской епархии в одном только 1880 году, как видно из местных епархиальных ведомостей, были судимы до 15 лиц духовнаго званiя за поступки, совершенные ими в пьяном виде.

Алкоголизм в средней школе и пр.

Алкоголизм захватил и подростающее поколение. Потребление спиртных напитков детьми стоит в тесной связи с тем, что взрослые в присутствии детей не только сами пьют и напиваются, но и дают спиртные напитки, особенно легкие, детям для здоровья, или как поощрение.

Но наблюдений в этом направлении публикуется крайне мало. Из опрошенных детей школьнаго возраста, как видно из статьи, помещенной в "Деятеле" за 1899 год, из 21-го мальчика средняго отделения 10 пили водку и 5 уже были пьяны; а из 27 мальчиковь младшаго отделения 19 уже пили водку и из них 14 были пьяны. Из 30 девочек все пили водку; и из них 17 (3 из старшаго и 14 из младшаго отделения) бывали пьяны.

И этой алкоголизацией детей можно объяснить в значительной мере переутомление учащихся в школе. И вообще слабость умственных способностей, физическая слабость, детская преступность и детская заболеваемость, особенно нервными болезнями, стоит в тесной связи с алкоголизацией детей. Томас Бартоломеус, Зигерт утверждают, что дети, употребляющие спиртные напитки, теряют свежесть ума и тела, учатся плохо, будучи ленивы и невнимательны, страдают малокровием. Характер их портится: они делаются злыми, нервными и упрямыми.

Проф. Демме произвел следующий опыт. Выбрав несколько детей в возрасте 10—15 лет, он давал им в течение 1 1/2 года по несколько месяцев с перерывами вместе с пищей за обедом понемногу вина с водой, не боле 70,0 для младших и 100,0 для более старших детей — всегда с водой и только за обедом. Оказалось, что те самые дети, которые во время употребления чистой воды были совершенно здоровы, в перiод употребления воды с вином сильнее утомлялись, делались сонными и неспособными к умственному труду; сон их становился безпокойным, часто прерывался и оказывался менее подкрепляющим.

Пьянство и разврат сделали в послед[30]нiе годы особенно сильные успехи в средней школе, что видно хотя-бы по возникновению во многих местах России тайных обществ под названием „Огарки". Члены этих обществ состоят из учащейся молодежи в средних учебных заведениях обоих полов; по вечерам, при свете огарков, они собираются вместе, пьют, курят, а в конце огарки гаснут и они в темноте "возстановляют плоть". И в одном только г. Орле в 1906 г., по словам „Голоса Москвы" (11 мая 1907 г.), было более шестидесяти беременных учениц.

Кроме алкоголизации населения, алкоголь создает крайне вредный и иной раз даже преступный элемент населения, живущий продажей спиртных напитков, к коим относятся содержатели пивных, всевозможные ростовщики, пользующиеся безденежием пьяниц, содержатели трактиров, садов и увеселительных заведений, куда допускаются проститутки и где идет в самых широких размерах торговля спиртными напитками. Далее идут клубы с пьянством, карточной и азартной игрой и женщинами. Наконец, явные притоны разврата, где вопреки закону идет торговля спиртными напитками; и тайные притоны разврата, в которых доход от продажи спиртных напитков является одной из самых прибыльных статей.

И, конечно, алкоголизм интеллигенции является сильным соблазном для народных масс, сильно развращая ее своим примером и просвещенным авторитетом.

И в этой атмосфере пьянства легко культивируются проститутки, сутенеры, воры, грабители, шуллера и т. п. представители сознательнаго пролетариата, принципиальнаго сторонника принудительнаго отчуждения частной собственности у всех лиц, ею обладающих. Сама-же интеллигенция, развращенная кабаком, легко поставляет из своей среды безпринципных демогогов, которые, добиваясь власти, стараются действовать на самые низменные инстинкты толпы, побуждая ее к насилиям, одобряя ея зверства и самоуправства и внося всюду смуту.

Словом, кабак и кабацкая мораль развратили все слои Русскаго народа. И это есть та почва, на которой пышно может процветать революция (пугачевщина) и пропаганда всевозможных антигосударственных идей".

p.s.

Любопытная цитата, приведенная автором:

"Биржевыя ведомости" от 27. VII. 1906 г. говорят: "выясняется, что в значительной степени нижние чины Кронштадтскаго гарнизона (перед бунтом) были распропагандированы курсистками, которыя в целях агитации жертвовали собою, идя на позор и делаясь обитательницами домов терпимости".

Интересная заметочка. Разговоры о пьяных матросах убивавших офицеров и погромах винных складов оскомину уже давно набили. Но это про октябрь 1917 года. А кто и сколько выпил в феврале 1917 года???

 

Tags: Российская империя
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments