Помнится мне, недавно я приводил вам любопытные данные по числу школ и университетов Российской империи и стран Западной Европы («Всеобщий географический и статистический карманный атлас» Гикмана и Маркса (С.-Петербург, 1908г.) (http://skaramanga-1972.livejournal.com/31922.html). А сегодня я хочу, в обязательном порядке, дополнить этот материал еще одним, который продемонстрирует динамику «улучшения» ситуации с начальными школами в Российской империи …
Источник – Рашин «Население России за 100 лет (1813 - 1913)»
Первые сводные данные о числе школ и учащихся Российской империи (в пореформенный период, т.е. после отмены крепостного права) были опубликованы за 1863г. Согласно им, численность учащихся в 1863 г. составляла 1155,8 тыс. чел. Однако эти данные были резко преувеличены. Даже в официальном отчете Министерства народного просвещения за 1862-1864гг. было сказано:
«… более половины названых училищ принадлежат к категории школ, содержимых при церквях православным духовенством, а известно, что многие из таких школ существуют только по имени и что они вообще не обеспечены в материальном отношении, не имеют ни собственных помещений, ни учебных пособий».
Динамика численности начальных школ Министерства народного просвещения и учащихся в них за 1871-1885 гг., такова:
1871г.:
- число школ – 16375; число учащихся – 675,3 тыс. чел.;
1875г.:
- число школ – 23936; число учащихся – 955,5 тыс. чел.;
1880г.:
- число школ – 21240; число учащихся – 1119,1 тыс. чел.;
1885г.:
- число школ – 25194; число учащихся – 1557,9 тыс. чел.
1890г.:
- число школ – 26986; число учащихся – 1752,1 тыс. чел.;
1895г.:
- число школ – 29910; число учащихся – 1978,4 тыс. чел.;
1900г.:
- число школ – 36829; число учащихся – 2592,6 тыс. чел.;
1905г.:
- число школ – 43551; число учащихся – 3350,4 тыс. чел.;
1910г.:
- число школ – 59000; число учащихся – 4541,7 тыс. чел.;
1914:
- число школ – 80801; число учащихся – 5942,1 тыс. чел.
Итак, за 43 года (с 1871г. по 1914г.) :
- число школ начального образования выросло в 4,9 раза;
- число учащихся выросло в 8,8 раза.
Как вы сами видите, количество учеников начальных школ Российской империи росло гораздо быстрее, чем возникали новые школы, и это создавало на будущее очень серьезную проблему.
Теперь, несколько слов о том, в каких же школах приходилось учиться подавляющему большинству простого народа.
Даже в официальных отчетах министерства народного просвещения признавалось, что «огромное число наших народных училищ должно довольствоваться пока … полуграмотными учителями; полное обеспечение в материальном отношении, кроме школ министерства народного просвещения, имеют только сравнительно немногие училища, содержимые земствами, обществами и частными лицами; в значительном же большинстве, земские, общественные и другие школы получают весьма ограниченное содержание, а церковно-приходские школы нередко остаются и без всякого содержания. Поэтому школы этого рода, составляющие большинство, не могут иметь ни хороших учителей, ни необходимых учебных пособий, ни даже сколько-нибудь сносного помещения» (Извлечение из отчета министерства народного просвещения за 1872г., стр. 61).
Значительное место в начальном образовании занимали церковно-приходские школы, получившие развитие в 80-е годы.
В них в 1905-1914гг. обучалось около 2 млн. детей. На увеличении церковно-приходских школ настаивал обер-прокурор К. П. Победоносцев. Он говорил:
«Церковно-приходские школы, по условиям существующего в них обучения и надзора, представляют собой гораздо больше гарантий для правильного и благонадежного в церковном и народном духе образования, нежели другие виды народных школ, и поэтому заслуживают со стороны правительства поддержки и поощрения» (Рождественский «Исторический обзор деятельности министерства народного образования», 1802-1902гг, СПБ, 1902, стр. 649).
Вследствие недостатка государственных и общественных школ, сельское население было вынуждено прибегнуть к устройству так называемых домашних школ. В первой половине 90-х годов примерно 300-400 тыс. человек обучалось в них. (Пругавин «Запросы народа и обязанности интеллигенции в области просвещения и воспитания, СПБ, 1905, стр. 48»)
Ну а теперь о самом печальном. Если обратиться к материалам о продолжительности обучения в начальных школах Российской империи, то получится очень неприглядная картина. К примеру, берем 1911 г.
Процент учившихся в школе 1-й год:
в городе: мальчики – 41%, девочки – 43,2%.
в деревнях: мальчики – 38,2%, девочки – 48,6%.
Процент учившихся в школе 1 года до 3 лет:
в городе: мальчики – 48,1%, девочки – 47,0%.
в деревнях: мальчики – 39,3%, девочки – 44,7%.
Процент учившихся в школе более 3 лет:
в городе: мальчики – 10,9%, девочки – 9,8%.
в деревнях: мальчики – 12,5%, девочки – 6,7%.
(Источник – «Однодневная перепись начальных школ Российской империи, произведенная 18 января 1911г. вып. 16, 1916, стр. 115»)
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Ссылочная. Россия. Век XX
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
РОССИЯ, КОТОРУЮ ОНИ ПОТЕРЯЛИ. О ГРАМОТНОСТИ КРЕСТЬЯНСТ
Образование в Российской империи, которое мы потеряли
Образование в Российской империи, которое мы потеряли
Образование в Российской империи, которое мы потеряли
Образование в Российской империи, которое мы потеряли
Образование в Российской империи, которое мы потеряли
Образование в Российской империи, которое мы потеряли