skaramanga_1972 (skaramanga_1972) wrote,
skaramanga_1972
skaramanga_1972

Categories:

РОССИЯ, КОТОРУЮ ОНИ ПОТЕРЯЛИ. ИНОРОДЦЫ И ВОДКА. МИФ И РЕАЛЬНОСТЬ

В своем последнем посте по этой теме, я задавал риторический вопрос о том, "что дало освоение Севера народам, которые там жили при царской власти?" и сам же ответил на него: "... цивилизация не дала им ничего, кроме новых болезней, голода и вымирания постепенного или стремительного. Не знаю, может это естественный процесс, свойственный любому приходу цивилизации к тем, кого называли тогда туземцами, инородцами, но есть в этом огромная несправедливость и дикость. Эта цивилизация просто убивала..."

Возможно, кто-то из Вас счел, что это "слишком громко сказано", однако я так не считал и не считаю. Алкоголь - вот Вам еще один пример такого убийства!

"Не секрет, что у народов Севера монголоидной расы чрезвычайно низок в организме уровень фермента алкогольдегидрогеназы, который расщепляет алкоголь и не позволяет эритроцитам склеиваться друг с другом под действием этанола. Алкоголь для них является ядом, который убивает в буквальном смысле намного и намного быстрее, чем представителей других народов. А видя текущее положение малых народов Севера, можно действительно придти к выводу о том, что их целенаправленно спаивали.

Однако ж имеется какая-то логическая неувязка. Первоначально речь идёт о неких «русских купцах». В XX веке никаких купцов и в помине уже́ нет. Однако мифологему с купцов переносят на весь Русский народ, несмотря на то, что он на своём хребте начинает поднимать все отсталые народцы — им даётся грамотность, прививается понимание государственного строительства (во времена РСФСР многие малые народы получили свои собственные квазигосударственные образования — автономные округа́, автономные области, автономные республики), развивается культура и языки и т. д..."

http://users.livejournal.com/_darkus_/359550.html

Любопытный фрагмент, не правда ли? Правда, мне в глаза сразу бросилась "логическая неувязка", даже две-три! Во-первых, лично я далек от мысли, что в Российской империи с инородцами торговали исключительно купцы русской национальности. Во-вторых, говоря о том, что было "первоначально", автор, почему-то, упоминает XX век, хотя освоение Севера началось "немножко раньше". В-третьих, фраза "в XX веке никаких купцов и в помине уже́ нет" - глупость. А до 1917 года их что, не было или эти годы - не часть XX-го века? В общем, с такими "разоблачителями" и мифов не нужно.

Так как же все-таки было на самом деле? И что было, а чего не было?

Отвечу двумя материалами, сначала чужой, а потом мой, традиционно фрагментами из литературы царского периода. А Вы, уж, сами решайте. Итак...

"Спаивание  аборигенов Сибири началось, вероятно, вместе с первыми торговыми контактами. По мере заселения Сибири и истощения природных ресурсов аборигены оказались вынуждены закупать у русских такие товары, как хлеб, ткань и порох. Помимо прямой продажи, угощение водкой было элементом сделки по закупке пушнины. Ту же традицию поддерживало и государство — плательщикам ясака подносилась чарка казенной водки (так называемые «ясачные расходы»)[3]. Воеводы и сборщики, принимавшие ясак, нередко курили хлебное вино самостоятельно и обменивали его на меха в обход царской казны. Многочисленные злоупотребления воевод время от времени кончались восстаниями того или иного народа, и следовавшими за ними царскими указами против этих злоупотреблений. В то же время государство стремилось к осуществлению полного контроля и над торговлей алкоголем, и над добычей пушнины. Поэтому царская власть в какой-то мере боролась с распространением водки частным порядком в убыток казне[4].



Во второй половине XVIII века Россия начинает проводить по отношению к коренному населению Сибири политику ассимиляции и христианизации. Православные миссионеры нередко работали теми же проверенными методами, которыми раньше пользовались купцы.

«Многие священники для скорейшей христианизации использовали водку, спаивая аборигенное население. Подобная практика получила широкое распространение. Иркутской духовной консистории и Якутскому духовному правлению в 1790 г. пришлось указать священникам, чтоб “во время выездов в улусы иноверцам ни под каким видом отнюдь с собою горячего вина не вывозили” <…> Нередко приезд священника для аборигенов становился бедствием. Так, князьцы Жиганского комиссарства Текес Офонин и Тикистен Лучеканов в 1772 г. подали жалобу на священника Андрея Иоакинова, который за приезд из Якутска потребовал 100 руб. и 3 песца с каждого новокрещеного. Это привело в “немалое разорение и безвозвратный убыток” аборигенов. Родовичи объявили, что услуги православных священников им обходятся в несколько раз больше, чем содержание шаманов»[5].

Попытка ассимиляции в конце XVIII века закончилась резким сокращением числа плательщиков ясака, после чего стало ясно, что концепцию надо менять. Этим занялся М.М. Сперанский. После пребывания в течение четырех лет на посту генерал-губернатора Сибири, в 1822 году он создал «Устав об управлении инородцев».

Устав разделял «инородцев» в рамках права Российской империи на «оседлых», «кочевых» и «бродячих» и согласно этому разделению определял их административный и правовой статус. «Оседлые инородцы» в правовом отношении приравниваются к русским тяглым сословиям. Правила торговли с народами Сибири для частных предпринимателей либерализуются, в том числе разрешается торговля любыми товарами, кроме «горячих напитков» на стойбищах «кочевых и бродячих инородцев». Сами «инородцы» могут покупать спиртные напитки в других местах для домашнего употребления. Законодательство Сперанского почти не менялось вплоть до 1917 года.

О том, как реализовался этот запрет в действительности, писал в 1908 году исследователь Сибири В. В. Передольский:

«…спирт — товар запретный: ввоз его в области обитания инородцев запрещен, и потому все суда, минующие расположенный около северного полярного круга город Туруханск, должны подвергаться осмотру и получать на право дальнейшего следования от проживающего в г. Туруханске Отделенного пристава проходные свидетельства <…> Владелец каждого судна, доплыв по Енисею до реки Турухана, едет за проходным свидетельством к приставу в Туруханск на маленькой лодке, оставляя нагруженное товарами судно на Енисее, причем бочки с запретным спиртом предусмотрительно топятся с камнями в воду или под самым судном, или же где-нибудь поблизости, так что при осмотре груза спирта на судне никогда не оказывается. Когда же осмотр — если таковой был — закончен, и проходное свидетельство получено, спирт благополучно извлекается из воды и водворяется на прежнее место. Владельцы пароходов не прибегают даже и к этой уловке, а просто наливают спиртом несколько бочек, предназначенных для засолки рыбы, и погружают их среди сотен других, пустых, в трюмы своих баржей и пароходов, вполне основательно рассчитывая, что при осмотре груза спирт никоим образом не может быть открыт, так как выгрузки товаров при осмотре не полагается».

Далее автор подробно описывает процедуру торговли, в результате которой остяки не получают ни хлеба, ни ткани, ни пороха, отдают всю добытую пушнину и еще остаются должны купцу[6].

http://scepsis.net/library/id_3217.html

Использованная литература:

3. См., например: И. Г. Прыжов. история кабаков в России в связи с историей русского народа. Казань, 1914. В. И. Иванова. Верхотурский кабак в XVII веке / Народная борьба за трезвость в русской истории. Ленинград, 1989.

4. См. http://verkhoturye.eunnet.net/ - электронное издание по книге: Очерки истории и культуры города Верхотурья и верхотурского края. Екатеринбург, 1998.

5. В. Дулов, А.П. Санников. Православная церковь в Восточной Сибири в XVII – начале ХХ веков. (http://mion.isu.ru/pub/church/index.html).

6. Интересующиеся технологией ограбления найдут продолжение в книге: В.В. Передольский. По Енисею. СПб, 1908.


А теперь материал, который подготовил Вам я...

Фрагмент № 1



Источник:

Из жизни угасающего племени [тунгусов] : (В защиту инородцев). - Томск : Паровая типо-лит. П.И. Макушина, 1899. - [2], IV, 96 с.; 19

Фрагмент № 2



Источник:

Нансен, Фритьоф (1861-1930).
... В страну будущего : Великий сев. путь из Европы в Сибирь через Кар. море / Фритьоф Нансен; Авториз. пер. с норв. А. и. П. Ганзен. - Петроград : Изд. К.И. Ксидо, 1915. - 454, [1] с., 1 л. фронт. (портр.), [51] л. ил., карт.; 25


p.s.

Чтобы меня не обвинили в русофобии (что уже случалось) выскажу свое мнение.

В Российской империи, вопреки формальному запрету, инородцы спивались, точнее их спаивали те, кому они продавали свой главный товар - пушнину. Это делалось для того, чтобы "подсадить их", подобно наркоману, на алкогольную зависимость, и сделать алкоголь тем "пряником", который позволит выкачивать из инородцев все больше и больше меха. И мне лично абсолютно не важно, были эти торгаши русскими, татарами или иных национальностей.
Tags: Российская империя
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal