skaramanga_1972 (skaramanga_1972) wrote,
skaramanga_1972
skaramanga_1972

Categories:

МИФ О СОВМЕСТНОМ ПАРАДЕ. ЧАСТЬ 3

Начало читать здесь:

http://skaramanga-1972.livejournal.com/175247.html

http://skaramanga-1972.livejournal.com/175407.html



Переходим к следующему «доказательству» «парада». Вот что по этому поводу сказано в книге российского историка, доктора исторических наук Мельтюхова М.И. «Советско-польские войны. Военно-политическое противостояние 1918-1939 гг.», М.: Вече, 2001г.:

«В 15 часов 22 сентября 29-я танковая бригада вступила в Брест, занятый войсками 19-го моторизованного корпуса вермахта. Как вспоминал позднее Кривошеий, на переговорах с генералом Г. Гудерианом он предложил следующую процедуру парада: «В 16 часов части вашего корпуса в походной колонне, со штандартами впереди, покидают город, мои части, также в походной колонне, вступают в город, останавливаются на улицах, где проходят немецкие полки, и своими знаменами салютуют проходящим частям. Оркестры исполняют военные марши». В конце концов Гудериан, настаивавший на проведении полноценного параде с предварительным построением, согласился на предложенный вариант, «оговорив однако, что он вместе со мной будет стоять на трибуне и [337] приветствовать проходящие части». «В 16.00 я и генерал Гудериан поднялись на невысокую трибуну. За пехотой пошла моторизованная артиллерия, потом танки. На бреющем полете пронеслось над трибуной десятка два самолетов. Гудериан, показывая на них, пытался перекричать шум моторов:

— Немецкие асы! Колоссаль! — кричал он. Я не удержался и тоже крикнул в ответ:

— У нас есть лучше!

— О, да! — ответил Гудериан без особой радости.

Потом опять пошла пехота на машинах. Некоторые из них, как мне показалось, я уже видел. Очевидно, Гудериан, используя замкнутый круг близлежащих кварталов, приказал мотополкам демонстрировать свою мощь несколько раз...»{717} Кстати сказать, вопреки распространенным мифам{718}, это был единственный советско-германский парад{719}»

Источники, на которые ссылается Мельтюхов:

{717}Кривошеий С.М. Указ. соч. С. 252—261.
{718}Бережков В.М. Просчет Сталина{Международная жизнь. 1989. № 8. С. 19; Семиряга М.И. Тайны сталинской дипломатии. 1939—1941 гг. М., 1992. С. 101; Лебедева Н.С. Катынь: преступление против человечества. С. 34.
{719}См. также: Вишлев О.В. Накануне 22 июня 1941 года. Документальные очерки. М., 2001. С. 108—109.

Итак, что мы здесь видим? В общем, ничего нового. Мельтюхов цитирует все того же Семена Кривошеина, и никаких других источников не приводит. В двух последующих переизданиях, насколько мне известно, этот фрагмент остался без изменений. Учитывая, что на мемуарах Кривошеина мы уже останавливались в самом начале этого материала, считаю, что повторяться не стоит.

И наконец, последний аргумент сторонников «парада» - фотографии снятые в день его проведения, а также кадры немецкой хроники. Краткий разбор этого уже проводился ранее:

http://wiki.istmat.info/%D0%BC%D0%B8%D1%84:%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%B4_%D0%B2_%D0%B1%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B5

«Совместный советско-германский парад в Бресте»

а также:

http://vilavi.ru/prot/100508/100508-3.shtml

«Последнее воскресенье. 3. «Совместный парад»

Поскольку я, в отличие от этих источников, буду использовать гораздо больше фотографий «парада», то на данном этапе, ограничусь лишь выводами из последнего источника:



«Подведем теперь итоги? Единое музыкальное сопровождение киносюжета из «Wochenschau» о «совместном параде» в Бресте не должно никого вводить в заблуждение: видеоряд там отнюдь не един. Все кадры, на которых мы там видим советские танки и которые поданы таким образом, словно бы их съемку производили во время торжественного прохождения войск мимо трибуны с Гудерианом и Кривошеиным, — буквально все такие кадры, по-видимому, были сняты хоть и 22 сентября, но либо в другое время дня, либо даже на других улицах. Смонтирован весь сюжет в целом неплохо, крепко и динамично, но вот служить документальным киноотчетом о заявленном мероприятии он никак не может.

Сюжет из «Wochenschau» делался, разумеется, в расчете отнюдь не на информирование советских людей. Он делался, с одной стороны, с целью успокоить немцев относительно возможной войны на два фронта, а с другой стороны — с целью воздействовать на правящие круги Англии и Франции и снизить, таким образом, риск катастрофы на Западном фронте».

Итак, после проведенного анализа аргументов сторонников «парада», пришло, наконец, время перейти к аргументам сторонников «торжественного марша».

Они следующие:

1. О том, что в Бресте должен был состояться «торжественный марш» сказано в "Договоренности с советскими офицерами о передаче Брест-Литовска" "Vereinbarung mit sowjetischen Offizieren über die Überlassung von Brest-Litowsk" . Aрхивный шифр BA-MA RH21-2/21:

http://kamen-jahr.livejournal.com/191347.html

2. Вся процедура передачи города достаточно подробно зафиксирована в «Журнале боевых действий XIX моторизованного корпуса» за 22 сентября 1939 года. [Izdebski. S. 251] Izdebski J. Wojskowy Przegland Historyczny. 1991. № 3/4. S. 246-251

3. О том, что в Бресте не было никакого «совместного парада» утверждают: Александр Дюков - российский историк, публицист, директор фонда «Историческая память», главный редактор периодического издания «Журнал российских и восточноевропейских исторических исследований»; Олег Вишлев - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, автор книги «Накануне 22 июня 1941 года. Документальные очерки» и других книг; Игорь Пыхалов - российский публицист, автор книг, посвященных сталинской эпохе («Великая оболганная война» и др.), создатель интернет-проекта «За Сталина!».

4. Анализ фотографий и немецкой хроники наглядно свидетельствует, что:

а) отсутствуют кадры, запечатлевшие прохождение частей комбрига Кривошеина на фоне трибуны, на которой в этот момент стояли бы сам Кривошеин и генерал Гудериан. Для сравнения, подобные кадры, но с частями Гудериана, проходящими мимо трибуны, присутствуют и среди фотоматериала, и в немецкой хронике.

б) немецкая хроника содержит кадры видеоряда снятые в разное время, но подаваемые так, чтобы убедить зрителя, что части Красной Армии также полноценно принимали участие в «параде».

По п. 1 и 2. Обращает на себя внимание, что это документы. Не мемуары и свидетельские показания, данные по прошествии десятилетий с момента произошедших событий (с неточностями, противоречиями, личным субъективным мнением их авторов), а документы. Для любого исследователя такие доказательства всегда должны быть на первом месте, поскольку исключают субъективные оценки и содержит точную терминологию, а не игру слов. Именно документов так не хватает сторонникам «парада» для придания научности их умозаключениям, поэтому часто они просто опускаются до «вольной трактовки» тех мест из них, которые «не вписываются» в их теорию. Упомянутый ранее Василий Сарычев один из них. Оперируя обоими документами, он «подсовывает» читателям то, чего в них нет, а нет в них парада.

Берем, доказательство под номером 1 - "Договоренность с советскими офицерами о передаче Брест-Литовска". Подробно на этом документе останавливаться не вижу смысла, поскольку он хорошо известен широкой аудитории.





http://kamen-jahr.livejournal.com/191347.html

Акцентирую ваше внимание лишь на ключевой фразе из его перевода, касающейся 22 сентября 1939 года – даты проведения передачи города:

«14:00 Начало прохождения торжественным маршем русских и немецких войск перед командующими с обеих сторон со сменой флага в заключении. Во время смены флага играет музыка национальных гимнов».

Также не будет лишним еще раз напомнить: «перевод немецкого слова Vorbeimarsch - "прохождение в строю торжественным маршем (мимо чего-л.); прохождение торжественным маршем". Обычный on-line переводчик дает «Прохождение маршем». Слово "парад" в немецком языке другое - Truppenparade или просто Parade», и этого слова в документе нет. А на «нет», как говорится, «и суда нет».

Переходим к самому важному и самому неоспоримому доказательству того, что никакого «совместного парада» 22 сентября 1939 года в Бресте не было. В принципе, достаточно было еще в самом начале моего материала привести вам этот документ, и тогда все стало бы понятно. Речь пойдет про фрагмент из «Журнала боевых действий XIX моторизованного корпуса» Гейнца Гудериана от 22 сентября 1939 года.

Итак:

«11.15 – Прибыл командир находящейся на марше к Бресту русской танковой бригады – комбриг Кривошеин. Он принят командующим корпусом и начальником штаба. Производит впечатление человека хорошо воспитанного, сдержанного и уверенного в себе.

Вторично подробно обсуждена принятая днем ранее договоренность относительно передачи города. Во время разговора относительно сценария публичного мероприятия русский генерал выразил пожелание, чтобы его танки не принимали участия в торжественном прохождении, поскольку из-за этого их экипажи не будут иметь возможности увидеть марш немецких частей.

Это пожелание вызвало соответствующие изменения во всем ходе церемонии; решено, что прохождения русских танковых частей не будет, но оркестр и экипажи танков займут места рядом с оркестром 20-й моторизованной дивизии напротив генералов принимающих парад.

В заключение переговоров командующий корпусом пригласил русского командующего на скромную трапезу, в ходе которой оба провозгласили соответствующие тосты за успехи обеих армий.»

«Предусмотренное на 14.00 начало торжественного прохождения задержалось на полчаса по причине опоздания русских, которые вовремя не сменили находившийся во Влодаве батальон 20-й моторизованной дивизии. Кроме того, ввиду отсутствия организованности с их стороны, дороги к Бресту были запружены стоящими ротами русских танков»

«14.30 – Началось торжественное прохождение двух дивизионов артиллерии, усиленного полка 20-й моторизованной дивизии, с замыкающим разведывательным батальоном 20-й моторизованной дивизии. Прохождение принимал командующий корпусом; по левую руку от него стоял русский командующий. Во время марша попеременно играли немецкий и русский оркестры. Очень хорошую, возвышенную и впечатляющую картину прохождения несколько испортили заторы, вызванные большими разрушениями на улице, ведущей в направлении Видомли.

Участвовавшие в мероприятии экипажи русских танков и насчитывавший 8 человек оркестр производили очень посредственное впечатление. Бросалось в глаза разномастное и неряшливое обмундирование.

По окончании прохождения, когда последний немецкий автомобиль проехал перед трибуной, командующий корпусом в коротком выступлении передал от лица немецкой армии русскому командующему «русскую крепость» Брест.

Затем был дан приказ к спуску немецкого военного флага. При звуках национального гимна в 16.45 в Бресте был спущен немецкий флаг.

Затем выступил русский командующий. После его выступления при звуках «Интернационала» один из политических комиссаров поднял на флагштоке красный флаг.

Это завершило церемонию передачи
. Для урегулирования оставшихся дел в Бресте остался его бывший немецкий комендант и переводчик. Ход всего мероприятия был заснят взводом пропаганды. Командующий корпусом с начальником штаба, попрощавшись с русскими офицерами, тотчас же уехали к новому месту расположения штаба корпуса в Замброве (казармы)»

Опубликовано: [Izdebski. S. 251] Izdebski J. Wojskowy Przegland Historyczny. 1991. № 3/4. S. 246-251


Скан из польского издания, опубликовавшего документ


Чуть крупнее правая часть скана

«По собственному ли разумению С.М. Кривошеин принципиально переиграл условия участия своих красноармейцев в принятии Бреста от немцев или имел соответствующие инструкции штаба 4-й армии, который не удовлетворил этот пункт подписанной 21.09 «Договоренности…», - судить пока возможности нет, за отсутствием источников. Во всяком случае, именно благодаря «пожеланию» этого «русского генерала» советские войска не запятнали себя совместным с фашистами парадом, который был предусмотрен их сценарием.

Согласно донесению С.М. Кривошеина в штаб 4-й армии от 11.50 23.09 «к 13.00 22.9.39 бригада после 90 км марша сосредоточилась у входа в Брест-Литовск». [Мельтюхов. С. 414] Отметим, что 29-я лтбр опоздала по сравнению с указанным в «Договоренности…» временем именно потому, что подошла к городу всеми силами, не став выдвигать туда находившийся с минувшего дня в паре часов марша 162-й тб, хотя последнее и предусматривалось подписанным с немцами 21.09 документом. Всего на преодоление порядка 90 км главные силы бригады потратили 8 часов, что кажется вполне соответствует реальной скорости движения танков этого типа на марше, учитывая все условия. Кстати, в отличие от мемуаров Кривошеина, в донесении указано реальное расстояние Пружаны-Брест по слонимскому шоссе, а вот спустя четверть века оно увеличилось у автора почти на треть»

http://forum.ru-board.com/topic.cgi?forum=29&topic=13693&start=5620

Итак, из приведенного фрагмента четко и однозначно следует, что:

а) никакого «совместного парада» русских и немецких войск 22 сентября 1939 года в Бресте не было;

б) участие в церемонии передачи города Бреста, с советской стороны, ограничилось «оркестром» из 8 человек и экипажами танков, присутствовавших на церемонии в качестве зрителей;

в) церемония передачи города Бреста завершилась после прохода частей корпуса генерала Гудериана, спуска немецкого флага и подъема советского. То, что происходило после этого, и что могли видеть реальные свидетели этой церемонии, никакого отношения к самой церемонии уже не имело;

г) движение наших частей по улицам Бреста, после завершения церемонии его передачи, могло быть воспринято (и было воспринято) рядом свидетелей, как продолжение «совместного парада», но таковым оно не являлось.

Итак, с этим документом мы завершили. Переходим к следующему пункту аргументации противников «совместного парада».

О том, что в Бресте не было никакого «совместного парада» утверждают: Александр Дюков, Олег Вишлев, Игорь Пыхалов.

Из рецензии Александра Дюкова на фильм «The Soviet Story»

«На самом же деле никакого совместного парада не было: немецкие войска в парадном строю вышли из города, а советские войска вошли».

http://army.lv/ru/Retsenziya-Aleksandra-Dyukova-na-film-The-Soviet-Story/1705/4117

К сожалению, аргументация Александра мне неизвестна.

Олег Вишлёв «Накануне 22 июня 1941 года»:

«Чтобы разобраться в вопросе о "парадах победы", обратимся к официальному немецкому изданию 1939 г. "Великий германский поход против Польши", в котором впервые были опубликованы фотоматериалы из Бреста{24}, используемые ныне сторонниками версии о "военном сотрудничестве" СССР и Германии. Эта публикация многое проясняет. Что из нее следует? Во-первых, что торжественное прохождение германских и советских войск не являлось "парадом победы", что оно состоялось после согласования деталей и подписания соглашения о передаче немцами Бреста Красной Армии. Во-вторых, что никакого "совместного парада" не было. Сначала торжественным маршем прошли германские войска, а после того как они покинули город, туда вошли советские танковые части. Если на прохождении немецких подразделений присутствовал советский представитель, подписавший соглашение (он фактически контролировал выполнение немцами достигнутой договоренности){25}, то при прохождении советских подразделений ни одного немецкого солдата и офицера на улицах Бреста уже не было. [110]»

У меня к этому мнению два возражения. Первое, «торжественного прохождения германских и советских войск», по факту, не было. Оно было запланировано «Договоренностью с советскими офицерами о передаче Брест-Литовска» ("Vereinbarung mit sowjetischen Offizieren über die Überlassung von Brest-Litowsk" . Aрхивный шифр BA-MA RH21-2/21), но его не было, о чем свидетельствует приведенный ранее фрагмент из «Журнала боевых действий XIX моторизованного корпуса» Гейнца Гудериана. Немцы же, действительно, прошли торжественным маршем, после чего Гудериан церемониально передал Кривошеину «русскую крепость» Брест», был спущен немецкий флаг, поднят советский, и церемония была завершена. То, что далее увидели жители Бреста уж никак не «торжественный марш» - «грязные сапоги, запыленные шинели, щетина на лицах» красноармейцев, «шли тише (немцев – прим.) и не печатали шаг коваными сапогами, так как были обуты в брезентовые ботинки». Еще добавлю, что и внешний вид танков бригады Кривошеина «не блистал парадностью». Для примера фото танков, на катках которых вся «торжественность» события:





Эти фото наглядно демонстрируют, что танки Кривошеина вошли в Брест прямо с марша и, естественно, были не готовы участвовать в торжественном прохождении. Второе возражение – фраза Олега Вишлёва о том, что «…при прохождении советских подразделений ни одного немецкого солдата и офицера на улицах Бреста уже не было». Во-первых, согласно уже приведенного фрагмента «Журнала боевых действий XIX моторизованного корпуса» от 22 сентября 1939 года: «Для урегулирования оставшихся дел в Бресте остался его бывший немецкий комендант и переводчик». Читавшие мемуары Кривошеина, наверняка вспомнят диалог бывшего немецкого коменданта с Кривошеиным, когда тот пытался, сразу же после завершения церемонии передачи города, прихватить напоследок пять эшелонов с награбленным немцами барахлом (стр. 261-262). Во-вторых, и это главное, это слова из донесения Кривошеина в штаб 4-й армии (11.55 23 сентября): «К 13.00 22.9.39 бригада после 90 км марша сосредоточилась у входа в г. Брест-Литовск. В 16.00 (точно по времени, установленному протоколом) вступил с бригадой в город, где произошла процедура замены флагов и приветствия германских войск. Из частей германской армии остались до 12.00 23.9 отд[ельные] мелкие части, которые сейчас уже выходят» (Мельтюхов М.И. "17 сентября 1939. Советско польские конфликты 1918-1939". М., 2009. С. 414).

Итог таков: Олег Вишлёв прав, утверждая, «что никакого "совместного парада" не было», но он не прав, по поводу:

а) «торжественного прохождения германских и советских войск». Прохождение немецких войск таковым было, что подтверждают фото, киноматериалы, показания свидетелей, но прохождение советских войск, по факту, таковым не являлось, да и процедура передачи города завершилась с уходом немецких частей, участвовавших в ней;

б) фразы «…при прохождении советских подразделений ни одного немецкого солдата и офицера на улицах Бреста уже не было». Были.

Олег Вишлёв в своем мнении, опирается лишь на фото из официального немецкого издания 1939 г. "Великий германский поход против Польши" и не привлекает документы, поэтому его мнение легко уязвимо для критики оппонентов.

Переходим теперь к позиции по данному вопросу Игоря Пыхалова.

«Попутно скажем пару слов и о столь любимом нынешними обличителями тоталитаризма пресловутом «совместном советско-германском параде» в Бресте, состоявшемся 22 сентября 1939 года. Подоплека данного события (кстати, вопреки расхожим мифам, это было единственным мероприятием подобного рода) такова. В ходе военных действий 14 сентября город, а 17 сентября и крепость Брест были заняты 19-м моторизованным корпусом вермахта под командованием генерала Гудериана. Однако согласно советско-германским договоренностям, этот город должен был отойти к СССР. Таким образом, должна была состояться церемония его передачи в советские руки. Гудериан действительно хотел провести полноценный совместный парад, однако затем согласился на процедуру, предложенную командиром 29-й танковой бригады С.М.Кривошеиным:

«В 16 часов части вашего корпуса в походной колонне, со штандартами впереди, покидают город, мои части, также в походной колонне, вступают в город, останавливаются на улицах, где проходят немецкие полки, и своими знаменами салютуют проходящим частям. Оркестры исполняют военные марши» (Мельтюхов М.И. Советско-польские войны. Военно-политическое противостояние 1918-1939 гг. М., 2001. С.337).

Итак, как мы видим, фактически это был не совместный парад, а торжественный вывод немецких войск»

Источник - Игорь Пыхалов «Последняя собака Антанты»

Позиция Игоря предельно ясна и понятна. Опираясь, по сути, на Мельтюхова, он, в отличие, от самого Мельтюхова, приходит к правильному и очень точному выводу – «это был не совместный парад, а торжественный вывод немецких войск».

Общий итог таков – позиции по данному вопросу Александра Дюкова, Олега Вишлева и Игоря Пыхалова сходны. К сожалению, они недостаточно аргументированы, ввиду того, что в указанных источниках эти авторы не ставили своей целью подробно разобрать этот вопрос.


(Продолжение следует...)
Tags: Брест 22 сентября 1939г, Воспоминания дневники мемуары, Мифы Великой Отечественной
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 32 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →