За нашу советскую Родину!

Previous Entry Share Next Entry
РУССКИЕ АВИАТОРЫ В НЕБЕ АРАВИЙСКОГО ПОЛУОСТРОВА
skaramanga_1972
Оригинал взят у oper_1974 в Как бомбили ваххабитов. 1920-е.

Из статьи Сергея Балмасова.

           Сразу после развала Османской империи за Аравийский полуостров началась борьба между западными державами (прежде всего, между Великобританией и Италией). В частности, их представители пытались "подмять" под себя вооружённые силы появившихся там независимых королевств.

     Учитывая тяжёлые условия местной службы, британцы решили сделать ставку на русских лётчиков. Британская разведка сообщила королю Хусейну аль-Хашими, что поблизости, в Египте, живут несколько русских авиаторов, работающих "не по специальности" - кто водителем такси в Каире, кто уличным торговцем дешёвыми вещами, а кто и портовым грузчиком в Александрии.



original (4).jpg

    И вот однажды в авто к бывшему офицеру Белой армии Максимову подсел незнакомый араб. Когда водитель спросил его, куда ему направляться, последовал ответ: "В самый лучший ресторан". Однако странный пассажир не торопился расплачиваться и предложил таксисту пообщаться за столиком "тет-а-тет".

   Максимов был не в духе - последние дни были не лучшими в плане заработка - и потребовал расплатиться. Хитро улыбнувшись, гость вывалил ему в руку горсть золотых монет, которых бы хватило на оплату как минимум полгода его труда.

   Оставив свой старенький "Ситроен", Максимов не без опаски направился на свидание с таинственным гостем, в котором он заподозрил вербовщика убийц. Такие предложения нередко поступали оказавшимся в трудных условиях русским военным.

   "Араб" назвался личным посланником правителя Хиджаза и предложил собрать в условленном месте всех имевших отношение к авиации русских, обещав сделать им "предложение, от которого невозможно отказаться".

original (3).jpg

    Через день в одном малолюдном кафе собрались капитаны Бобров и Найдёнов, поручик Булацель, и нескольких других лётчиков и военных механиков (они зарабатывали на жизнь тяжким трудом портовых грузчиков и торговцев).

    Максимов и все пришедшие на встречу не пожалели: кроме того, что таинственный гость устроил застолье, подобное которому они не видели с момента начала Первой мировой войны. Гость кратко изложил свою идею: создать иностранный офицерский авиационный отряд, за приход в который инструкторами он пообещал огромную сумму денег и всевозможные льготы, включая настоящие каменные дома каждому в подарок в Хиджазе.

    В итоге Максимову предложили стать начальником команды механиков за 40 золотых фунтов стерлингов в месяц, как и полковнику Николаю Широкову, который должен был стать начальником формируемого русского авиаотряда. Их младшим подчинённым предложили по 30 золотых фунтов ежемесячно. Такую зарплату многие даже в кризисной послевоенной Европе не мечтали получить и за год.

    И уже на следующий день вся группа, которую провожали удивлённые взгляды их бывших работодателей, отправилась на комфортабельном пароходе из Александрии в Джидду.

   По приезду "араб" сбросил маску, оказавшись знаменитым полковником британской разведслужбы Лоуренсом Аравийским, благодаря деятельности которого в период Первой мировой войны арабы подняли восстание против Османской империи.

Али бин Хусейн аль-Хашими.

EXILED KING ALI OF HEJAZ PHOTOGRAPHED ABOARD A    SHIP ANCHORING OFF OF JAFFA, AFTER THE FUNERAL OF HIS       BROTHER KING FEISAL IN BAGDAD.äîìê òìé îçâ'àæ, öåìí òì ñéôåï äàåðéä, ìàçø ùäùúúó áäìååéú àçéå äîìê ôééñì       ááâãã, òéøà÷.

   29 июля 1921 года русские специалисты прибыли к месту службы и приступили к освоению предоставленной им британской и германской техники, а затем - к обучению лётчиков армии правителя Хиджаза короля Хусейна аль-Хашими авиационному искусству.

  Механик Максимов и его немногочисленные подчинённые сделали почти невозможное - за считанные недели, несмотря на нехватку запчастей, они собрали из имевшейся тогда в Хиджазе авиационной рухляди три "рабочих" самолёта, способных подняться в воздух.

  Ухудшение ситуации на фронте вынудило командование Хиджаза направить 4 декабря 1921 года русских пилотов на фронт, чтобы бомбить занимаемый войсками враждебного ему Королевства Неджд Турабаха на только что отремонтированных Максимовым бомбардировщиках DH.9

  Впрочем, сразу после этого они решили уехать в Египет на первом же корабле. И понятно, почему. На первый взгляд, ВВС Хиджаза для страны третьего мира к середине января 1922 года выглядели весьма презентабельно. Они состояли из девяти самолётов (по два Armstrong Whitworth, DH.9, Farman и три Caudron).

  Однако из-за износа самолётов часть из них была охарактеризована Максимовым как бесполезный хлам, а другие требовали самого серьёзного ремонта и поставок дополнительных запчастей.

Airco DH.9

01Airco.jpg

9_5_b3.jpg

   Тогда-то на службе в ВВС Хиджаза появились три новых российских лётчика - Юнгмейстер, Минчанок, Кузнецов, а также авиамеханик Агнаев. Им-то и предстояло обкатать хиджазские боевые самолёты.

   Первым должен был выполнить полёт 10 января на смотре самого короля Хусейна пилот Минчанок, который разбился почти у самых ног короля. Через полтора месяца за Минчанком последовал Юнгмейстер, разбившийся на "Каудроне" в Таифе 25 февраля.

   После чего Кузнецов объявил, что он не готов к управлению такими типами самолётов, поскольку специализировался как пилот гидросамолёта. После того как Кузнецов и трое других пилотов оказались вылететь на бомбардировку войск Неджда в начале апреля 1922 года, они были уволены.

    Это означало временное прекращение существования ВВС Хиджаза, поскольку никто из иностранцев не согласился на такие условия службы. Однако в августе 1922 года после неудач в борьбе против Неджда король Хиджаза решил вернуть русских пилотов для возрождения своих ВВС.

Caudron.

2.Caudron-G.IV-VVS-Frantsii..jpg

Farman.

FARMAN_F.50-04-680x380.jpg

    В начале 1924 года белогвардейские лётчики участвовали в нескольких бомбардировках Турабаха, которые, однако, не смогли сорвать подготовленное наступление сил Неджда. В ходе августовского наступления 1924-го войска Хиджаза потерпели поражение. 5 октября король Хусейн отрёкся от престола, и его сын Али ибн Хусейн взошёл на престол, после чего 13 октября силы Неджда захватили столицу Хиджаза Мекку.

   Лётчик Николай Широков тогда почти каждое утро и вечер совершал над Меккой разведывательные полёты на самолёте DH.9. Командующий армией Хиджаза Тахаин-паша приказал ему бомбить войска противника в Мекке.

   Сложность состояла в том, что авиационные бомбы отсутствовали и удары пришлось наносить гранатами и переделанными для бомбометания снарядами. Это было очень опасно, и полковник Николай Широков согласился на это лишь при увеличении зарплаты, которая в итоге составила 60 золотых фунтов стерлингов в месяц и бутылку виски в день.

Armstrong Whitworth F.K.10.

fk10-1.jpg

   Примечательно, что, отправляя Широкова бомбить священный для всех мусульман город, представители хиджазского короля отнюдь не задумывались об этом, равно как и о том, что эту миссию поручили иноверцу.

   В январе 1925 года русский лётчик не только бомбил Мекку, но и сбрасывал прокламации в расположение войск противника, в которых их призывали "сдаться, чтобы не быть уничтоженным новым оружием с воздуха".

   Появление на бреющем полете самолётов, осыпавших скопления кавалерии ваххабитов бомбами и расстреливавших их из пулемётов, способствовало изменению ситуации. В панике обезумевшие от страха верблюды, услышав шум самолётных двигателей, сбрасывали седоков и разбегались в разные стороны. Очень быстро именами "русских шайтанов" женщины стали пугать детей, а день ото дня расценки за их головы неуклонно росли.

Мекка в 1917-м.

original (2).jpg
Jannatul Baqi in 1908.jpg

    Развязка наступила неожиданно. 18 января 1925 года за голову полковника Николая Широкова была выплачена награда. Как именно это произошло, до конца неясно. По одной версии, несчастье с Широковым, летавшим на бомбардировщике DH.9C, произошло в результате "технической неполадки" - его самолёт перевернулся и разбился. По другой информации, на его борту произошёл подрыв специально заложенной бомбы.

   Голову "неверного крылатого шайтана" пронесли на пике по позициям войск Неджда среди суеверного аравийского населения это вызвало толкования в духе, что "за удар по священному городу нечестивцев постигла Божья кара".

   Оставшиеся русские авиаторы сражались вплоть до капитуляции 21 декабря 1925 года хиджазского короля Хусейна ибн Али аль-Хашими правителю Неджда Ибн-Сауду. Точно неизвестно, какова была судьба находившейся в составе его войск группы русских пилотов. Как бы там ни было, но служба русских лётчиков не спасла хашимитов от уничтожения, хотя и продлила, судя по всему, сроки их существования.

Ибн Сауд со своим двоюродным братом Салманом аль-Арафа.

original (1).jpg

   Видимо, подобное объяснение вполне удовлетворило короля Абдул-Азиза Аль Сауда (Ибн-Сауда), на службе у которого тогда же появились русские пилоты и авиамеханики, ранее работавшие в ВВС Хиджаза. Королю требовалось эффективное оружие для борьбы с верблюжьей кавалерией ваххабитских мятежников, выступивших против объединения страны.

  Особенно заметен лётчик капитан Бобров. Что с ним случилось, до сих остаётся тайной. По одной версии в один из дней 1927 года он сел в пустыне из-за технической неполадки и был вынужден отстреливаться до последнего патрона, пока не был схвачен и зверски убит разъярёнными ваххабитами.

   По другой версии, капитан стал жертвой предательства со стороны подчинённых Ибн-Сауда. Бойцы из Неджда были настолько разозлены его смелыми воздушными рейдами, что обезглавили труп русского пилота и пронесли его голову на пике по своим селениям. Тем не менее в войне, в которой участвовали русские авиаторы, у "Братьев" не было шанса на победу: в конце концов, они согласились на почётную капитуляцию.

Дамаск 1925 г.

144920-INNERRESIZED600-600-13.png

  После объединения страны, получившей название Саудовская Аравия, амбициозный король Абдул-Азиз Аль Сауд попытался поставить под свой контроль почти весь Аравийский полуостров и решил присоединить его южную часть - Йемен, откуда на север постоянно совершали набеги представители полудиких племён.

  К тому времени он набрал ещё один иностранный авиаотряд из немцев и англичан, принявший активное участие в Йеменской войне. Но после того как в сентябре 1932 года йеменцам удалось подбить один из самолётов, все иностранцы, за исключением русских, попросту отказались от полётов.

  Они объясняли свои действия тяжёлой болезнью, якобы поразившей весь отряд, а также отсутствием в их контрактах обязательств лично участвовать в боях. За это иностранных пилотов выпороли по приказу саудовского короля и уволили.

   После этого наступило время ещё большего благоволения короля к русским, который пригласил на свою службу других русских авиаторов, и в ходе саудо-йеменской войны 1932-1934 годов те вновь показали свои замечательные лётные навыки.

Русские летчики.

986580.jpg

   Благодаря русским специалистам страна уже получила собственные боеспособные лётные кадры, а также две современные авиационные базы. Об уровне подготовки лётчиков свидетельствует тот факт, что за почти 15 лет в Саудовской Аравии не было ни одной катастрофы в мирное время, тогда как в середине 1920-х годов они происходили регулярно. Русские лётчики продолжали служить здесь вплоть до начала Второй мировой войны.

   Без ложного пафоса можно сказать что во многом благодаря именно русским авиаторам, организовавшим ВВС Эр-Рияда, и существует сама Саудовская Аравия в её нынешних границах.



1476015762168979299.jpg

?

Log in